?

Log in

No account? Create an account
Стрекот кузнечика
~ кино, пайетки и любовь ~
По-прежнему актуально - об искусстве, преподавании и умении не закостенеть 
16-ноя-2018 05:28 pm
me 2018
Виктор Меламед:

"По случаю профессионального праздника (а еще после ста примерно собеседований с поступающими за лето) хочу сказать что-то важное, но не нахожу слов, поскольку непременно кого-то обижу. Кто я такой, самоучка, неумеха и сотрудник вражеских изданий, чтобы обсуждать Мастеров, стоящих на плечах гигантов, сокровищницу русской педагогической мысли, хранилище Русской Культуры, всю могучую систему традиционного художественного образования, о которой сам могу судить только по косвенным признакам?


Беда в том, что уж слишком их много и слишком бросаются в глаза эти самые косвенные признаки. Этот запах нафталина в каждой работе, эти портфолио формата А0 и толщиной в гипсовый торс, на которые нынешние арт-директора даже не знают, с какой стороны смотреть, эти бесконечные кувшинчики, драпировки и гипсовые Сократы. Эти погасшие глаза, в которых навсегда отпечаталась какая-нибудь остроумная шутка седобородого профессора, десятилетиями регулярных пленэров уполномоченного решать, кому быть художником, и кому нет. Эти следы ударов линейкой на руках. Это полное непонимание собственных неумений - ведь сколько времени потрачено на учебу, и вот она красная корочка с золотым обрезом! - и, что хуже, собственных творческих удач и творческих интересов. Это полное отсутствие интересов, собственно, к тому, что происходит вокруг. Полное отсутствие вопросов, только готовые ответы. Ну и главный косвенный признак - все, что происходит у нас с живописью, архитектурой, детской книгой, далее по списку, под бдительным оком выпускников тех же вузов, худредов и сотрудников хуячечной, всех ее этажей.

Есть, как не быть, есть замечательные места и фантастические преподаватели. Есть суперлюди - тут в Британке, в ВШЭ, в мастерской Трофимова, мои кумиры и учителя, и еще в десятке мест, те, с кем я не знаком, но у кого я за 9 лет научился очень многому, просто глядя на работы их учеников. Есть Ирина Павловна Захарова, которая, может, и не научила меня всему, но все важное смогла походя (а иногда просто махнув рукой в нужную сторону) объяснить.

И есть огромные, многотысячные вузы, занятые приумножением собственной свинцовой пустоты. Окруженные, как крепостными рвами, толпами тех, кто готовит подростков до их старости к заведомо непроходным экзаменам.

Есть люди типа жив и люди типа помер.

Я поднимаю стакан за первых. Их сильно меньше.

В нашей профессии слишком легко встать на Темную сторону силы - она именно там, где система снимает с человека всякую ответственность за любое принятое решение, где можно ехать по старым гладким рельсам, не важно куда, а лучше стоять.


Я горжусь своей фамилией, хотя то, что я с ней преподаю - скорее смешная шутка, чем гербовая печать судьбы. Говорят, на иврите есть поговорка: в безвыходной ситуации всегда есть два выхода, повеситься или стать меламедом. Имеется в виду, что уж азбуке-то детей может учить любой дурак.

И все-таки вот мой вам совет, коллеги.

Если вам есть, что сказать, обязательно, обязательно скажите.

Только умоляю, убедитесь сперва, что оно вам не вдолблено.

Главное в нашем деле, по-моему, не окаменеть".
This page was loaded дек 17 2018, 8:15 am GMT.