?

Log in

Стрекот кузнечика
~ кино, пайетки и любовь ~
Проникновенно 
25-окт-2013 12:56 am
portrait
Разумеется, хорошую передачу в прайм-тайм никто показывать не будет.
Пока разбиралась, случайно застала, буквально в течение последнего получаса - Соломон Волков беседовал с Евтушенко.
Волков был библиографом и интервьюером Бродского.
В общем-то, застала я с того момента, где Евтушенко говорил о разладах с Бродским, внешних и внутренних.
Ряде некрасиво-жизненных ситуаций, которые он не понимает и не принимает до сих пор. Об обидах, да.
Тем не менее, все было довольно проникновенно. А там уж, Бог рассудит.
В конце он прочитал несколько стихотворений. Своих, его.

Я застала только третью часть, будет интересно посмотреть первые две.
1-й выложил пока только первую серию в доступ.
2-ю нашла на Ютубе.





Этим, как сказал Волков, молодой Евтушенко напророчил Бродского:

Завидую я.
Этого секрета
не раскрывал я раньше никому.
Я знаю, что живет мальчишка где-то,
и очень я завидую ему.
Завидую тому,
как он дерется,-
я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому,
как он смеется,-
я так смеяться в детстве не умел.
Он вечно ходит в ссадинах и шишках,-
я был всегда причесанней, целей.
Все те места, что пропускал я в книжках,
он не пропустит.
Он и тут сильней.
Он будет честен жесткой прямотою,
злу не прощая за его добро,
и там, где я перо бросал:
"Не стоит!"-
он скажет:
"Стоит!"- и возьмет перо.
Он если не развяжет,
так разрубит,
где я ни развяжу,
ни разрублю.
Он, если уж полюбит,
не разлюбит,
а я и полюблю,
да разлюблю.
Я скрою зависть.
Буду улыбаться.
Я притворюсь, как будто я простак:
"Кому-то же ведь надо ошибаться,
кому-то же ведь надо жить не так".
Но сколько б ни внушал себе я это,
твердя:
"Судьба у каждого своя",-
мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
что он добьется большего,
чем я.


1955
Comments 
24-окт-2013 09:56 pm
Евтушенко стал похож на засушенного кузнечика, пиджак не по размеру это только подчеркивает. Вообще передача интересная, там такая психология намешана,что Фрейд уже схватился за виски и пошел пить валерьянку. Что-то ему мешает забыть былые размолвки. Совесть что ли нечиста...
25-окт-2013 07:33 am
Я его видела раз, кстати. Лет 7 назад, он тогда уже был такой же.

Что интересно... Мессерер, последний муж Ахмадулиной, в одном из недавних Караванов - тоже к Евтушенко имел ряд претензий.
Поскольку смотрела пока только 3-ю серию - в самом начале мне показалось, что на Бродского он слишком уж накатывает. Потом пошло про это письмо, которое вроде как Бродский написал, чтобы Евтушенко не давали работу в колледже.
Я вот думаю - если Бродский считал его предателем, то все вполне объяснимо.
А даже если не так, ошибки, чужие недосказанности - не знаю, стоит ли озвучивать старые обиды вообще.
25-окт-2013 07:45 am
Он, конечно, бывало писал просоветские вещи, может искренне, может, чтобы отношения поддерживать с властью. Я какие-то вещи помню еще с детства, историю со стихом "Дитя-злодей", например.Он, конечно, в курсе, что про него говорят. То, что он рассказывал - попытка создать на прощанье свой миф, коррекцию биографии. Реабилитироваться. Потому он так пытается вытащить и то, что Бродский всё-таки его стихи наизусть знал, и другое.
25-окт-2013 07:57 am
Я Бродского люблю также, как Андроникова. Просто Бродский стал для меня открытием позже.
И хорошо, что позже - в свое время.
Он столько говорил о других поэтах, скольких мне вовек не осилить.)) В разных интервью, диалогах.
А его рождественские стихи - чудо, как хороши!
С чисто человеческой точки зрения, эти все пеняния к былому, не очень нужны. Говорить надо, пока живы. Обвинять в чем-то, когда умер - кто во всем этом разберется?
25-окт-2013 08:11 am
Подкорректировать собственный миф всегда хочется. Он же знает, что и эти слова подверстают к биографии. Хотя, конечно, в итоге будут судить по стихам. По тем, что переживут его и окажутся нужны следующим поколениям. Не знаю, будет ли востребована "Братская ГЭС"...
25-окт-2013 12:29 am - Евтушенко надо выдвинуть на Нобелевскую премию по лит

Евтушенко Бродский. По уму Россия должна выдвинуть на Нобелевскую премию не Путина, а значительного русского поэта Евгения Евтушенко, пока тот жив. Евтушенко не меньше достоин Нобелевской премии по литературе, чем лауреат Нобелевской премии поэт Пабло Неруда или лауреат Нобелевской премии писатель Иван Бунин.




Евтушенко дробью наговорил на русском языке и о русском языке на десять энциклопедий. Не всё равновелико. Но в лучших своих стихотворениях поэт Евгений Евтушенко – лучшее русское в русской поэзии 20 века. Он умел стилизовать текст под суть, под сущностное, о чём сам текст, под эстетику события, о чём стихотворение. По сути Евтушенко не только поэт, но и учёный лингвист, такой же лингвист учёный, какими были поэты Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Есенин, Фатьянов. Это мастера высочайшей художественной стилизации методами слова и текста. Это – большая наука и божественное чутьё.




Бродский не завидовал Евтушенко, как поэту. Бродский завидовал его способности перевоплощения в тексте и способности к стилизации, не меньшей, чем способности к стилизации у лучших мастеров живописи в Италии в эпоху Возрождения. Евтушенко – это правильность стиля до убийства в себе поэта. Суть – главное, метафора прёт без очереди, пусть поэзия погибнет, я снова повторю главное, пусть критики меня за это повесят, ноя объясню своему народу главное - и люди меня поймут –вот что такое поэт Евгений Евтушенко как ударник-производственник литературы на гора для России.




Евтушенко – большой русский поэт. Многие гениальные формулы из его стихов стали пословицами, афоризмами и расхожими штампами воображения у поколения из поколения русских людей, как это было у Пушкина.




Бродский не завидовал Евтушенко. Бродский считал, что Евтушенко угробил свой талант, мимикрируя. Бродский по известным причинам не мог ни поверить, ни почувствовать никогда в жизни, что Россию можно и просто так беззаветно любить, как что-то абсолютно естественное, что не нужно иммитировать, а нужно бывает, ноборот, приглушить в себе и своих стихах, чтобы посторонние и отстранённые не обвиняли автора в излишнем пафосе. Но мы же не обвиняем в ложном искусственном пафосе романтиков - авторов итальянских опер и неаполитанских песен.




Бродский завидовал не Евтушенко, а Осипу Мандельштаму. С возрастом Бродский всё больше отходил от простой запоминающейся поэзии, того, что мы знаем и любим, как ранний Бродский – к многовекторным зарисовкам того, что он узнал о жизни, что он прочувствовал сам, что считал своими личными мудрыми открытиями о сущности и парадоксах бытия.




Бродский верил, что всё, что он наговаривает – первое и впервые. И в этом смысле он завидовал не Евтушенко, а другому великому русскому поэту Осипу Мандельштаму. Он завидовал тому, что тот успел пожить в богатой европейской русской среде в Санкт-Петербурге до 1917 года и в Петрограде в 20-е годы, пока сталинизм не сожрал и не упростил всё, пока Петербург не выдохся в упрощённый в культуре Ленинград, не оскудел своими чувствами и глубиной мысли в Ленинграде.



Творческая гибель, по сути угасание Санкт-Петербурга - это отдельная тема, отдельная трагедия всей русской и советской цивилизации, о которой в СССР и России не любили и не любят говорить, как о тайном несмываемом грехе на своей совести. Это же не только сталинский или брежневский, это и сегодняшний, величайший путинский грех - Петербург угасает. Но это именно та трагедия, которую пережил всей своей загубленной молодостью и всей несбывшейся во всей своей полноте жизнью поэт Иосиф Бродский. Ощущение себя живущим на островке уходящей большой европейской культуры, и при этом жить, как на кладбище, загримированном бодренькими пантомимами под прогресс, вот что убивало Бродского в молодости у себя на родине. Жить в фантастически красивом городе - столице былой императорской России – мечты о Европе в России, городе, опережавшем страну на столетия, и вот - родиться при коммунизме, развиваться уже в 1950-60-х годах, зависеть от каких-то Лениздатов, ленинградской писательской организации, лениградских газет и псевдогуру критики и литературы в них – вот что было ежедневной мукой для Бродского – постепенное тотальное измельчание Петербурга в символах и людях, официально бодрящийся, но угасающий город Ленинград.

...

Александр Богданов,

Санкт-Петербург.



Edited at 2013-10-25 00:31 (UTC)
25-окт-2013 12:31 am - Re: Евтушенко надо выдвинуть на Нобелевскую премию по л
...

И в этом смысле Иосиф Бродский завидовал Осипу Мандельштаму, его языку, его метафорам, тому, что тот ещё хоть что-то сущностное застал во всём расцвете и великолепии человеческих и художественных форм и в этом пожил и так сочно, великолепно творил, как будто на празднике молодости и красоты обедал в изумительном ресторане. Вот этого ощущения пира жизни и культуры со всеми драматическими коллизиями, что представлял из себя Осип Мандельштам и Петербург Осипа Мандельштама, вот этому завидовал и тосковал по такому существованию, по той поэтической среде Иосиф Бродский.







Оптимистическая культура советского времени, а лучшее у Евгения Евтушенко напрямую относится к ней, просто мешала Бродскому слышать искренние ноты настоящей лирики или трагедии по существу. Бродский считал, что поэт должен честно говорить о сложном. Евтушенко мог в поиске талантливейшего обобщения - со всей страстью, с горячим дыханием рисовать перед людьми свой «город на заре». Не всегда и не всем это нравилось. Одна из лучших строчек в "Мастере и Маргарите" у писателя Михаила Булгакова - это про "взвейтесь и развейтесь к празднику 1 мая или 7 ноября" и про покупное вдохновение, причём это о самом себе - по молодости Михаил Булгаков, литератор из семьи священника, подрабатывал в отделе, сочиняющем и воплощающем лозунги для демонстраций трудящихся 1 мая и 7 ноября - на коммунистические праздники, чтобы украшать коммунистические колонны. Разве после такой левой революционной работы Михаил Булгаков меньше достоин Нобелевской премии по литературе за другие свои литературные произведения, гениальные романы и пьесы?





Бродский и Евтушенко. «Они сошлись, вода и камень …» не в жизни, а в литературе и в спорах о смысле жизни.




Живой классик русской литературы, отличный русский и советский поэт Евгений Евтушенко сегодня не так молод и не так пышит здоровьем, как может показаться на экране телевидения. Он старый человек и каждый день уже может помереть вслед за своими друзьями, другими титанами русской и советской литературы 20 века. А мёртвым поэтам и писателям Нобелевские премии не присуждают.




Где наш великий достоевед и просветитель Игорь Леонидович Волгин, где демократ в кубе, специалист по текстам Мариэтта Омаровна Чудакова, воспеватель декабристов Яков Аркадьевич Гордин и трибун поэтов революционеров леваков Лев Александрович Аннинский, чтобы выдвинуть поэта Евгения Александровича Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, как предложение от России, пока хороший, настоящий русский поэт ещё жив? "Все уклонишася, все до единого?"



Когда этот "никому не помогаем" в аппарате современной русской литературы прекратится? Когда в России забудут про негласное правило ни за что и никогда не помогать никому и ничему великому у себя на родине?


Мелкотравчатые телепузики с утра до вечера рассказывают и напевают нам о великих трагедиях и великих мучениях, никому и ничему существенному по делу не помогая и борясь за своё право никому не помогать, будучи на самом верху и развлекая, и угнетая пожизненно.




Нет никакого творческого конфликта между поэтическим наследием Бродского и поэтическим наследием Евтушенко.




Деятели культуры, настоящие литераторы России сделали бы России и русскому народу прекрасное дело, выдвинув Евгения Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, пока этот живой классик доступен для поколения. Потом стыдно будет – и как пример конкретного сволочизма в самой окололитературной и писательской среде не в первый раз в новейшей русской истории – «А над гробом встали мародёры и несут почётный караул».




Евтушенко надо выдвинуть на Нобелевскую премию по литературе. И это будет гордостью, удачной песней , красиво и вовремя для всей России.




Мощному, сущностному наследию Иосифа Бродского от этого ничуть не убудет.




Александр Богданов,

Санкт-Петербург.

25-окт-2013 07:52 am - Re: Евтушенко надо выдвинуть на Нобелевскую премию по л
Интересно, какие фразы Евтушенко стали любимыми в народе ? Пыталась вспомнить. Может подскажете ?
Поэт он хороший, школы разные. Бродский сумел создать свою. И, потом, кто сказал, что все мы любим простую запоминающуюся поэзию ? Я вот не люблю, когда говорят "за всю Одессу". Вся Одесса слишком велика.
25-окт-2013 07:49 am - Re: Евтушенко надо выдвинуть на Нобелевскую премию по л
Это ваша статья?

Довольно смело определять, кто кому завидовал... И что жизнь Бродского не сбылась во всей своей полноте.
Разве такие вещи мы можем определять со стороны?
Даже если о таких чувствах говорили сами люди. Чувства могут уходить, время меняется.
25-окт-2013 05:32 am
как же мне нравится Евтушенко...и Бродский
27-окт-2013 10:19 pm
И Бродский и Евтушенко,каждый по своему великолепные поэты.Смотрел эту передачу,поначалу задумался-кто же все таки и кого предал?-но к счастью вскоре понял,что это ни к чему или ни к чему хорошему не приведет)))Нужно просто читать их творения и восхищаться,а какую жизнь.кто прожил,не мне судить.
28-окт-2013 08:25 am
Да, в этом минус подобных интервью.
Я понимаю, почему автор помчался за сенсацией. Но откровения в одну сторону никогда не были особо приятными.
Даже если бы Бродский был жив и сказал - я не буду это комментировать, я бы ему поверила больше.
Потому что иногда лучше помолчать.
28-окт-2013 08:44 am
У каждого своя правда.И человек такое создание.которое способно оправдать любое свое действие или бездействие,поэтому и углубляться в чужие жизни не имеет смысла.да и интереса мало))Они писали,творили для нас,а жили для себя))
28-окт-2013 08:50 am
Насчет "творили для нас" - не думаю. Каждый творец что-то делает только для себя.
И Бродский про это писал.
Потому что ему нравилось "как звучит", подбирать рифмы, созвучия. Эдакое эстетствование, любовь к языку, его выражению.
А вот если Евтушенко писал там про БАМ - то это уже вопрос, да, для кого он это делал. Но ведь тоже для себя, в конце-то концов.


И это оправдано - для себя. Я так писала сказки, подруга так иллюстрирует детские книги. Потому что делать-создавать для кого-то, чье мнение, восприятие мы даже не знаем, есть ли смысл?
28-окт-2013 08:56 am
Я возможно не правильно выразился,хотел сказать,что в конечном итоге мы наслаждаемся их работой.
28-окт-2013 08:56 am
Я не знал, что есть на юьюбе. Спасибо! Смотреть очень интересно, Е. большой артист срди прочего.
28-окт-2013 08:58 am
Да, видимо записывали по горячим следам.
Артист - у тебя с плюсом или минусом?))
28-окт-2013 09:11 am
С плюсом, конечно. Любимейшее человеческое качество.
28-окт-2013 04:09 pm
Смотри, опубликовали еще какое-то интервью Бродского.
Одно из первых на Западе.
Евтушенко он там, ух, как приложил...
http://www.colta.ru/articles/literature/907
Интересно, обида тоже?

"— (Хайнц) А Евтушенко — это большой поэт?
(Элизабет, смеясь) Хайнц шутит.
— Евтушенко? Вы знаете — это не так все просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он еще худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. Но он гораздо лучше с моей точки зрения, чем, допустим, Вознесенский. Потому что он человек откровенный, во всех своих проявлениях — Евтушенко. И он не корчит из себя Artist. Он не корчит из себя большого художника. Он теми известными ему и понятными всем остальным средствами добивается того, что он хочет. Его стихи можно просто бросить так, не дочитывая, станет противно, и так далее, и так далее… А вот с Вознесенским у меня всегда одна и та же история — мне просто делается физически худо. То есть когда ты видишь его стихи — это нечто оскорбительное для глаз. Для глаз и для всех остальных органов чувств, которыми воспринимается текст. Это именно воспринимается как какое-то оскорбление. Я не знаю, вот в этом смысле он, конечно, неподражаем. Второго такого нет. Потому что это бывает все что угодно. Ну, бывает глупость, бывает банальность, бывает бездарно, бывает пошло, скучно, я не знаю как, но он дает какое-то совершенно омерзительное качество. И с моей-то точки зрения Евтушенко гораздо лучше, потому что худо-бедно он пишет стихи по-русски, понимаете? А этот корчит из себя бог знает что — авангардиста, французского поэта и так далее, и так далее".
28-окт-2013 07:01 pm
Когда первый раз это читал (в беседах с тем же Волковым), впечатлился -- вау, круто всех обосрал!

Потом, с возрастом, неловко это читать становится, кажется, что это больше о говорящем свидетельствует.

This page was loaded июл 24 2017, 1:00 pm GMT.